История российских боевых искусств была намеренно искажена сталинскими чистками. Эта дезинформация поддерживалась советскими спецслужбами во время двух великих мировых войн и на протяжении всего периода холодной войны. Даже среди советских людей до недавнего времени многие всегда считали, что Анатолий Аркадьевич Харлампиев был единственным основателем самбо и что эта боевая система основана исключительно на древнерусских боевых искусствах. Эта дезинформация была широко распространена среди практикующих самбо, великих чемпионов и даже самых опытных инструкторов. Такие имена, как Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков, до недавнего времени оставались в тени.
Именно с момента выхода в свет книги Михаила Николаевича Лукашева о самбо, вызвавшей скандал в СССР своим выходом в свет в 1982 году, стала раскрываться правда о создании самбо. Открытие продолжилось в 1986 году публикацией второго тома по истории самбо. Вся эта эпопея началась с того, что Лукашев начал свои исследования и нашел этот файл: СССР. НКВД. Отдел Московской области. Дело № 2641 об обвинении Ощепкова Василия Сергеевича по п. 58 ст. 6 УК России ч. 1.
Файл был очень плохо документирован. Вкратце, там фактически сообщалось, что Василий Сергеевич Ощепков, инструктор Красной Армии по вольной борьбе, дзюдо и самообороне, арестован по обвинению в государственной измене, поскольку он шпионил в пользу японцев. Его отправили в ГУЛАГ и казнили пулей в голову. Все эти обвинения были ложными.
Михаил Лукашев много лет занимался самбо. Он хорошо знал свое боевое искусство и техническую программу, но меньше – свою историю. Книги о самбо, написанные его «мнимым» основателем Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым, датируются не ранее 1949 года. Лукашев, как и все остальные, считал, что Анатолий Харлампиев является создателем самбо и что оно представляет собой лишь синтез разных стилей провинциального славянского языка. борьбы, проведенные Харлампиевым по приказу Н. И. Подвойского. Именно об этом Анатолий Харлампиев уже много лет провозглашает в своих книгах. Но некоторые нестыковки в рассказе Харлампиева все же были.
Именно прочитав в журнале «Огонек» статью Рахтанова «История самбо», Лукашев начал более углубленно исследовать истоки самбо. Рахтанов в своей статье не упомянул Виктора Спиридонова. Однако Спиридонов был ветераном Русско-Японской войны и начал заниматься самообороной задолго до Анатолия Харлампиева. Более того, Подвойский уже был героем революции 1922 года, когда якобы приказал Анатолию Харлампиеву создать самбо. Однако в 1922 году последнему было всего 15 лет. Поэтому эта история не заслуживала доверия. Кроме того, Рахтанов упомянул в своей статье заявление Харлампиева, сделанное в 1938 году о связи дзюдо, дзюдзюцу и становлением самбо, о котором Харлампиев впоследствии никогда не упоминал ни в одной из своих книг. Поэтому вопрос остается без ответа.
Поэтому Михаил Лукашев начал свою исследовательскую работу по теме Виктора Спиридонова, его биографии, его творчества. Это была тяжелая и сложная работа: большинство людей, причастных к Спиридонову, умерли, архивы о нем в клубе «Динамо» исчезли. Долгое время ему удавалось найти лишь устные рассказы о Спиридонове, собранные у друзей, коллег, соседей. В конце концов он встретил Федора Ивановича Жамкова, действующего мастера спорта и работавшего у Виктора Спиридонова в клубе «Динамо». Именно тогда он впервые услышал о Василии Ощепкове. Жамков был одним из учеников Ощепкова в 1920 году во Владивостоке и занимался с ним дзюдо. Именно с этого момента Лукашев начал исследование Ощепкова и стала раскрываться вся история самбо.
После публикации руководства по самбо в 1982 году Лукашев столкнулся с протестами со стороны учеников Харлампиева. Вместо того, чтобы разжечь открытую дискуссию об истинном происхождении самбо, рассказанного Лукашевым, и доказать его неправоту, ученики Харлампиева написали донос и направили его в ЦК ВКП(б). Обвинения были более или менее смешными. Вместо того, чтобы быть выброшенным на помойку, письмо было отправлено и зарегистрировано в Госкомспорте СССР. Руководство этого комитета организовало дискуссию о книге и ее авторе. Спорная книга была ориентирована на юных читателей. В основном он содержал информацию о боевых искусствах с личным руководством по обучению. Однако больше всего в дискуссии были заинтересованы старые ветераны самбо, те, кто внес свой вклад в его развитие и распространение по всему Советскому Союзу. Эти ветераны самбо знали реальную историю и впервые смогли ее рассказать. Особую роль в этой истории сыграл Андрей Андреевич Будзинский, двукратный чемпион СССР и один из первых учеников Харлампиева. Он сформировал совет ветеранов, и они собрали личные архивы, государственные документы, нашли бывших соотечественников того времени, рассылали письма в музеи и т. д. Вот так и открылась новая информация.
|