При современном высоком уровне спортивных достижений нельзя двигаться вперед и завоевать мировое первенство без углубленной работы над совершенствованием спортивной техники. Отсутствие рациональной техники у многих наших легкоатлетов задерживает рост их спортивных результатов, ограничивает их возможности. Наши тренеры обязаны уделять больше времени и внимания тому, чтобы их ученики овладевали совершенной техникой.
Тренировка только тогда достигнет цели, когда спортсмен во время занятий неуклонно повышает свою технику. Изучение и совершенствование техники являются постоянной задачей спортсмена. Неправильно поступают те легкоатлеты, которые стараются слепо копировать технические приемы какого-либо известного спортсмена без учета свойственных им особенностей.
Изучая технику, следует руководствоваться общими основами рациональной техники бега, прыжков, метаний, но при этом надо помнить, что эта техника должна быть индивидуальной для каждого. Это значит, что, например, движения в беге должны быть для каждого спортсмена целесообразными, экономными и состоять из правильного и наиболее выгодного чередования работы и отдыха отдельных групп мышц.
Овладение техникой бега, прыжков и метаний, или, как принято говорить, формирование двигательного навыка в этих движениях, — процесс сложный.
Процесс обучения и совершенствования техники бега, прыжков и метаний можно условно разделить на три основные части, которые органически связаны между собой и неотделимы одна от другой:
1) создание представления о движении,
2) изучение движений,
3) закрепление и совершенствование двигательного навыка.
Создание представления о движении предусматривает четкое и образное объяснение основ техники бега, прыжков и метаний. Затем следует показ изучаемого движения, демонстрация и разбор техники с применением наглядных пособий. Однако неправильно превращать показ в слепое копирование, в этом случае индивидуальные особенности занимающихся не будут учтены. Показ должен сопровождаться словесными пояснениями наиболее существенного и важного. Объяснение должно быть правильным, содержательным, кратким и ясным.
Движения во многом зависят от представлений. Поэтому объяснением необходимо вызвать у занимающихся представление о том движении, которое они должны будут выполнить. Если мы начинаем думать о каком-либо движении, то представление о нем может вызвать само движение.
Многие тренеры в своей творческой работе по формированию двигательных навыков у занимающихся исходят из учения И. П. Павлова. Как известно, представления о движении возникают благодаря раздражениям — сигналам, поступающим через органы чувств в кору полушарий головного мозга из внешней среды, а также непосредственно из отдельных органов и систем человека. У спортсмена такие сигналы поступают в процессе овладения техникой и многократного повторения упражнений, связанных с улучшением, совершенствованием спортивной техники.
В результате правильного объяснения упражнения можно создать в сознании учеников представления о самых сложных движениях, в то время как выполнение упражнений дает возможность только «прочувствовать» их.
Таким образом, все органы чувств — анализаторы (по Павлову) имеют решающее значение в осуществлении движений человека, а мышечное чувство, в свою очередь, играет большую роль в координации движений. Эти обстоятельства всегда должен иметь в виду тренер и правильно использовать их в период освоения и совершенствования техники.
В процессе формирования двигательного навыка приходится многократно повторять разучиваемые движения. Вначале усвоения двигательного навыка занимающиеся делают много ненужных и лишних движений. По мере овладения навыком исчезает связанность движений. Движения становятся слаженными и экономными, что позволяет решать двигательные задачи с максимальным эффектом при наименьшей затрате физических сил.
К. Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» говорит: «Если бы человек не имел способности к навыку, то не мог бы подвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед».
В процессе изучения техники всегда следует исходить из главного. Например, главное в технике бега на короткие дистанции — это умение быстро и сильно производить отталкивание от земли (задний толчок), правильно ставить стопу ноги при приземлении (передний толчок), уметь бежать свободно, не напряженно (как говорят, «не скованно»). Главное в технике прыжков в длину с разбега — это умелое сочетание разбега с быстрым и мощным отталкиванием. Надо уделять внимание не разучиванию каких-то поз и слепому копированию техники того или иного мастера спорта, а приобретению и развитию нужных для спринтера и прыгуна в длину качеств в сочетании с правильным техническим выполнением беговых и прыжковых движений, учитывая при этом индивидуальные способности занимающихся.
Овладеть техникой бега, прыжков и метаний не так легко. Поэтому занимающихся следует нацеливать на преодоление трудностей, которые встречаются при обучении, на борьбу за высокие спортивные результаты.
Обучение может быть эффективным только тогда, когда оно основывается на определенном уровне подготовленности занимающихся. Чтобы обеспечить постепенное и последовательное нарастание трудности в обучении, надо соблюдать педагогические правила — идти от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Тренер ставит перед занимающимися ясные и конкретные цели, стремится к тому, чтобы изучаемый материал был ими хорошо понят и осмыслен. Роль сознания в процессе обучения и совершенствования техники огромна и проявляется в той или иной степени на всех этапах тренировки. Это делает самих спортсменов активными участниками тренировочного процесса, побуждает их творчески относиться к тренировочным занятиям. Тренер при каждом удобном случае повышает активность занимающихся, старается зажечь в них «огонек» творчества.
В период изучения движения занимающиеся неизбежно допускают ошибки. Тренер должен своевременно обнаружить ошибки и исправить их и тем самым ускорить процесс обучения.
В начале обучения ошибки новичка бывают настолько грубы, что их заметить легко. Но увидеть ошибку, обнаружить недочет в технике в период ее совершенствования не так просто. Обнаружить основную ошибку можно, внимательно и неоднократно наблюдая за выполнением движения, разбирая движение на заснятой кинограмме.
Очень важную роль играет объективное знание результатов своей деятельности, по которым можно судить о правильности совершаемых движений и сознательно отделить нужное движение от ненужного. Чем больше мы дадим спортсмену объективных критериев для оценки своей деятельности, тем быстрее и лучше будет развиваться двигательный навык.
Наблюдая за выполнением движения, тренер в первую очередь должен обращать внимание на правильность общей схемы (основы) движения в целом, а затем уже рассматривать это движение в расчлененном виде (как работают ноги, руки, как перемещается туловище и т. д.). При определении ошибки всегда исходят из понятия рациональной техники.
Заметив те или иные ошибки у обучающегося, надо обязательно выяснить, являются ли они следствием неподготовленности занимающегося или недостаточно у него развиты необходимые для этого движения физические качества (например, сила).
Прежде чем приступить к исправлению ошибки, надо быть уверенным в том, что именно эта ошибка и является главной. В таком случае исправление ее влечет за собой ликвидацию ряда второстепенных ошибок, порожденных ею.
В период освоения техники необходимо следить за тем, чтобы не закреплялись ошибки. Ошибочные движения, которые стали привычными, с большим трудом поддаются исправлению. Иногда легче и целесообразнее переучить все движения заново, чем исправлять неверные, но укоренившиеся детали.
Ошибки, обнаруженные вскоре после их возникновения, можно исправить путем правильного многократного повторного выполнения той части движения, в которой занимающийся допускал ошибку. Того же можно добиться, расчленяя движения на составные части.
При исправлении ошибок надо уметь правильно показать движение, которое неверно выполнял ученик. Полезно показать разницу между правильным и неправильным выполнением движения. «Вот как делаете вы, а вот как надо делать!»
Показ тренера должен быть образцовым, надо создать правильное представление движений у занимающихся. Если тренер не в состоянии показать нужное упражнение, то следует прибегнуть к помощи учеников, которые способны его выполнить правильно, а также к разбору данного движения на кинограмме.
Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко. Совершенствование техники продолжается на протяжении всей спортивной деятельности. Совершенно ошибочным является мнение, что, достигнув более или менее высокой техники, можно продолжать тренироваться, не думая о дальнейшем совершенствовании и закреплении двигательного навыка.
В школе спорта вопрос о закреплении двигательного навыка разработан на основании учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе. Стереотипность движения создается путем многократного повторения движений. В коре полушарий головного мозга постепенно создаются и закрепляются условнорефлекторные связи. Эти условнорефлекторные связи между различными участками коры полушарий головного мозга проявляются в виде последовательных возбуждений или торможений, которые и обеспечивают выполнение спортсменом того или иного движения.
Тренер, составляя планы тренировки каждого спортсмена, обязательно предусматривает непрерывность процесса овладения техникой и ее совершенствование. Даже когда ученик показывает результат первого разряда и выше, все равно обучение отдельным элементам техники, устранение технических ошибок не должны выпадать из поля зрения тренера. Рост спортивного мастерства возможен только тогда, когда в процессе самой тренировки продолжается техническое совершенствование спортсмена. Следует помнить, что над отдельными сложно выполнимыми движениями, над отдельными элементами движений можно утратить контроль после более или менее длительного перерыва в тренировке. Поэтому обучение, закрепление навыков и техническое совершенствование нужно всегда сочетать с повторением пройденного.
Чем богаче у спортсмена «запас» двигательных навыков, тем он быстрее овладевает в совершенстве техникой. Создавать запас двигательных навыков нужно путем широкого и постепенного применения различного рода упражнений как общего, так и специального характера.
|