Определенная группа подвижных игр является подводящей к освоению тактических действий в волейболе. Эти игры в той или иной мере воспитывают у начинающих волейболистов умение видеть поле и направлять мяч в незащищенное место площадки, правильно выбирать позицию, совершать переходы из зоны в зону, своевременно подстраховывать партнеров, взаимодействовать с игроками в нападении и защите.
Эти тактические навыки применяются в сочетании с техническими действиями, что позволяет выявить слабые места в подготовке игроков. Разучивание современных комбинаций, нивелирование тактических действий возможны в непосредственной игре в волейбол лишь после достаточной подготовки.
В приводимых же ниже играх решаются более простые задачи, связанные с начальным освоением тактических (и технических) действий.
1. «Треугольник» (рис.1). Две команды соревнуются в точных передачах мяча (с приближением к схеме розыгрыша перед атакой), но не перебивают мяч через сетку, а остаются на своих половинах площадки. Игроки располагаются, как указано на рисунке. По сигналу игру начинают одновременно обе команды. Головной игрок из зоны 6 набрасывает мяч игроку зоны 2 и сам бежит на его место. Игрок зоны 2 делает верхнюю передачу двумя руками игроку зоны 4 и тоже перемещается затем в эту зону. Игрок зоны 4 передает мяч в зону 6 и бежит в конец колонны. Игрок, стоящий в зоне 6, снова направляет мяч в зону 2 и т. д.
Передача мяча по треугольнику продолжается 3—5 мин. Выигрывает команда, игроки которой совершили меньшее количество ошибок (падение мяча, захваты, касание сетки).
2. Пионербол. Игроки располагаются так же, как для игры в волейбол. Если в команде больше шести человек, игроки занимают промежуточное положение в зонах. По сигналу из-за линии подач в игру вводятся одновременно два мяча (подача производится любым или заранее обусловленным способом). Игроки каждой команды могут отбивать мяч или ловить его в руки и затем бросать через сетку на сторону противника (по возможности в незащищенное место).
Команда проигрывает 1 очко, если на ее половине одновременно коснулись сетки, площадки или игроков два мяча. После этого в каждой команде происходит смена подающих (по часовой стрелке), и мячи снова вводятся в игру. Первая половина игры заканчивается, когда одна из команд наберет 15 очков. После этого команды меняются сторонами площадки. Игра состоит из 3 или 5 партий.
В случае неудачной подачи одной из команд противник получает 1 очко и игроки повторяют подачу. Если неудачно подали обе команды, игроки подают снова. Удар мяча в сетку и падение мяча за пределами площадки считается ошибкой, и противнику начисляется 1 очко.
3. «По подвижным целям». Сетка или веревка с флажками натягивается на высоте 1,5 м. Две команды по 6 человек в каждой располагаются на своих половинах площадки, и каждая из них имеет по мячу. По сигналу игроки начинают передавать мяч друг другу на своей половине площадки. Разрешается сделать не более пяти передач. После любой передачи игрок может направить мяч через сетку в игрока противника с таким расчетом, чтобы тот не смог его принять (поймать, отбить своим мячом). Посылать мяч разрешается как сильным нападающим ударом, так и умелым расчетливым ударом-обманом. Если мяч отскочил от игрока в поле или за пределы площадки, нападающий приносит команде 1 очко. Если же мяч не попал в игрока или был принят им и передан своим игрокам, то 1 очко получает уже команда противника.
Игра останавливается, когда обе команды произвели розыгрыш мяча и «выстрел» по подвижной цели. Судья объявляет счет. Игроки совершают обычный переход из зоны в зону (независимо от набираемых очков), и игра продолжается.
Первую передачу всегда делает игрок из зоны подачи. Удар через сетку разрешается производить любому игроку команды.
Игра длится 10—15 мин. Команда-победительница определяется по большему числу очков.
4. Итальянская лапта. Игра напоминает обычный волейбол. Однако допускается касание мяча земли с последующим подбиванием его игроком для точного удара на сторону противника. Мяч не может дважды подряд отскакивать от земли. После каждого отскока его должен коснуться игрок. Всего же допускается два касания мяча на одной стороне площадки.
Касание мячом земли не обязательно, но в любом случае третьим ударом мяч должен быть переправлен на сторону противника. В игре действуют все основные правила волейбола. Игра состоит из трех или пяти партий.
5. «Мяч капитану». Сетка в зависимости от подготовленности игроков натягивается на высоте 150 или 200 см. Игроки располагаются по 5—6 человек справа и слева от сетки. Один игрок — капитан находится на половине противника и может занимать любое место на площадке. Остальные игроки размещаются по правилам волейбола. По сигналу одна из команд производит подачу на сторону противника. Игроки, принявшие мяч, разыгрывают его и третьим (вторым) ударом посылают через сетку, стараясь отдать своему капитану. Тот перемещается по площадке, стремясь занять выгодную позицию. Блокировать можно мяч, но не капитана. Игрок противника должен быть не менее чем в 1 м от него.
Если капитану удалось поймать или задеть посланный ему мяч, его команда получает 1 очко и производит новую подачу. Если же мяч до капитана не дошел (перехвачен, ударился в площадку) или бьющий игрок попал мячом в сетку, за пределы поля, команда теряет подачу.
После определенной тренировки можно подавать одновременно на разные половины поля два мяча. Это усложняет ориентировку и действия игроков. Новая подача (с переходом) производится после розыгрыша мяча каждой командой.
6. Перестрелбол (рис.2.) На каждой половине площадки находятся от 6 до 10 человек. В 1 м от лицевой линии на каждой стороне проводится линия «плена». Игра начинается с подачи одной из команд. Другая команда принимает мяч и разыгрывает его по всем правилам волейбола, переправляя третьим ударом на сторону противника, который старается принять мяч и также разыграть его. Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную сторону за линию плена. Команда теряет подачу.
Игра возобновляется. Пленный в ходе игры (не выходя в поле) старается перехватить мяч и выполнить (без помех со стороны противника) подачу на свою площадку. Игроки его команды любым ударом (из трех) направляют мяч обратно. При удачном завершении ими атаки пленный возвращается к своим партнерам, а в случае ошибки за линию плена идет второй игрок. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно посылать мяч своим партнерам, находящимся в плену.
Правилами можно оговорить (но это не обязательно), что, если пленный поймал мяч с воздуха, а не от земли или стены, он опять вступает в игру. Оговариваются также и другие моменты игры.
Игра длится 10—15 мин. За это время одна из команд может лишиться всех своих игроков (попадают в плен), либо итоги подводятся по числу игроков, оставшихся в поле.
|