Олимпия
В одной из легенд говорится о том, что неутомимо вертит колесо времени Хронос — злой старец с косою в руках. С холодной усмешкой отсчитывает он секунды, дни, века...
Вот уже две тысячи семьсот сорок один год прошел с тех пор, как состоялись первые Олимпийские игры. На юге Греции, в 18 километрах от морского берега, в цветущей долине Алфея, среди вечнозеленых рощ расположился маленький городок Олимпия. Вообще это был даже не город. Постоянно здесь жили только жрецы да немногочисленные служители, которые поддерживали порядок в священной роще Альтис и на олимпийском стадионе. В Олимпии хранилось множество великолепных произведений греческого искусства. Какие бы войны ни вели древние греки, Олимпия была священной, неприкосновенной. Поэтому сюда сдавались на хранение важнейшие государственные и частные документы. В двенадцати сокровищницах хранились несметные богатства. Это были дары полисов — древних государств Греции — маленькой Олимпии. Почти двенадцать столетий подряд через каждые четыре года, в первое полнолуние после летнего солнцестояния, лучшие сыны Эллады собирались к берегам Алфея. Певцы и художники, атлеты, ученые и государственные деятели оспаривали каждый в своей области символ победы — венок из диких оливковых ветвей. Эти торжества привлекали сотни тысяч зрителей. До начала состязаний одни слушали речи ораторов — трибуной им служили ступени храма Зевса; другие заключали торговые сделки на ярмарке; третьи любовались четырнадцатиметровой статуей повелителя богов Зевса, сделанной из золота и слоновой кости великим скульптором Фидием; четвертые принимали участие в религиозных церемониях. Олимпийские игры были величайшим эллинским национальным праздником. По ним даже велось летоисчисление. Единицей времени служила олимпиада — четырехлетний промежуток между играми. Возникновению Олимпийских игр посвящено несколько легенд. В одной из них рассказывается, что оракул предсказал царю Писы Эномаю смерть от руки зятя. Эномай поверил пророчеству и не разрешал своей дочери Гипподамии выйти замуж. Женихов он подвергал различным испытаниям: задавал им трудные загадки, проверял в меткости стрельбы из лука. Если юноша выполнял все условия, то коварный Эномай, зная, что ему нет равных в беге на колесницах, предлагал соревноваться с ним. По условиям состязания жених должен был начинать бег первым. Когда его колесница достигала особой отметки, Эномай устремлялся за ним с копьем в руке. В бешеном беге колесницы кружили по стадиону. Все меньшим и меньшим становился просвет между двумя колесницами. На десятом круге Эномай обычно догонял жениха и пронзал свою жертву копьем. Так погибло немало знатных юношей Греции, осмелившихся просить руки Гипподамии. Но все же нашелся смельчак, который жестокости противопоставил хитрость. Это был Пелоп. Он условился с возничим царя Миртилом, что тот перед состязанием вытащит чеку в колеснице, удерживающую колесо на оси, и заменит ее стержнем из воска. Замысел был прост: во время бега воск от трения расплавится и колесо соскочит с оси. Замысел удался. Эномай не только не догнал Пелопа, но и сам погиб, попав под колесницу. Гипподамия стала женою Пелопа, а тот — властелином Писы. Став царем, Пелоп принялся за устройство государственных дел. Прежде всего он убрал свидетеля своего восхождения на трон: кучер Миртил был сброшен со скалы. Похоронив тайну на дне морском, Пелоп «позаботился», чтобы прославить и увековечить свое имя. В память о победе над Эномаем он учредил Олимпийские игры. После смерти Пелопа были забыты и игры, им начатые. Возродил их, по преданиям, другой мифический герой, бессмертный полубог Геракл, или, как его позже стали называть римляне. Геркулес. Геракл обладал сверхчеловеческой силой. Легенды рассказывают, что еще грудным младенцем он задушил руками двух огромных змей, подброшенных в его колыбель богиней Герой. Геракл был любимым героем греков. Он совершил много удивительных подвигов. С одним из них связывают возрождение Олимпийских игр. ...Элидский царь Авгий приказал Гераклу очистить свои конюшни. Многие десятилетия не очищались конюшни, все были уверены, что не сможет Геракл справиться с поручением царя. Но там, где нельзя было победить силой, герой добивался победы хитростью. Он перегородил реку Алфей и направил ее в конюшни. Всего за один день могучее течение вынесло из Авгиевых конюшен весь навоз, всю грязь. Справившись с работой, Геракл убил жестокого царя Авгия. Затем он позвал своих четырех братьев и в честь этой победы устроил между ними соревнования в беге. Дистанцию Геракл установил в 600 ступней. Это расстояние греки назвали стадией (длина стадиона). С введением метрических мер стала известна и длина ступни героя. Ее высчитали путем простого арифметического действия (192,27 метра : 600 ступней = 32,5 см). Иначе говоря, Геракл должен был носить башмаки примерно 46 —47-го размера. Так были возобновлены Олимпийские игры. По числу своих братьев Геракл решил проводить их через каждые четыре года. Наиболее поздняя легенда связывает Олимпийские игры с именами законодателя Спарты Ликурга и элидского правителя Ифита. В то время между Спартой и Элидой шли нескончаемые изнурительные войны. К тому же на Пелопоннесе вспыхнула чума. Следуя совету дельфийского оракула, Ликург и Ифит заключили перемирие и возобновили давно забытые Олимпийские игры. Олимпия стала священным местом. Человек с оружием сюда не допускался. Исторически достоверные сведения об Олимпийских играх относятся к 776 году до н. э. В Олимпии был найден диск первого олимпионика — победителя игр Корэба, повара из Элнды. На диске были начертаны имя Корэба и имена основателей игр Ликурга и Ифита. С тех пор, с 776 г. до н. э., древние греки и вели счет своим олимпиадам. С наступлением священного перемирия по всей Греции разъезжались герольды, так называемые «вестники Зевса». Они объявляли в стране полный мир и звали к благородным состязаниям. Но не все могли принять участие в праздничных играх. К ним допускались только свободные эллины. Остальные довольствовались положением зрителей. Рабы же, те, кто своими руками выстроил и украсил Олимпию, во время игр могли попасть на стадион только массажистами или слугами, сопровождающими своих властелинов. Воспрещался доступ на стадион женщинам. Они обычно располагались на близлежащих холмах и там ожидали известий о победе или поражении своих братьев, мужей и женихов. Для женщин в древней Греции спортивные праздники проводились отдельно, тоже каждые четыре года, в честь богини Геры, жены Зевса. На них девушки состязались в беге на 160 метров. «Перед играми,— писал греческий историк Плутарх,— девицы упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки...» Как повествует Павзаний, на берегу Алфея, вблизи Олимпии, находилась высокая скала, с которой сбрасывали женщин, пытавшихся проникнуть на священные игры. Присутствовать на играх разрешалось лишь жрице богини плодородия Деметры. Тем не менее одной женщине удалось посмотреть игры и избежать смерти. Эту женщину звали Каллифатерия. Она переоделась в мужское платье и заняла место среди учителей гимнастики, чтобы посмотреть, как выступает ее сын. Каллифатерия была разоблачена. Но судьи выяснили, что она тренировала своего сына, готовила его к состязаниям. В честь победы юноши, прежних побед мужа и брата Каллифатерии ее решили помиловать. Обычно Олимпийские игры начинались в первой половине июля. Городок оживал, становился многолюдным. Со всей Греции в Олимпию стекались толпы народа. До открытия игр они знакомились с произведениями писателей, поэтов, художников. Но поэты, музыканты и государственные деятели не только развлекали зрителей, они и сами выступали в соревнованиях. Известно, что в беге на колесницах участвовал полководец Алкивиад. Победителем в кулачном бою был философ и математик Пифагор. Не уступали ему в выносливости и ловкости философы Сократ и Аристотель. Полководец Александр Македонский, писатель Лукиан и другие знаменитые люди древней Эллады были прекрасными спортсменами, сильными, смелыми людьми. Олимпийские игры продолжались пять дней. Часть этого времени была посвящена состязаниям, другая — религиозным обрядам, жертвоприношениям, процессиям и торжествам в честь победителей. Утром первого дня торжественный кортеж направлялся на стадион. Впереди шли герольды, жрецы и судьи в пурпурных одеждах, за ними — длинный ряд участников состязаний. Процессию замыкали почетные гости — представители городов. Они несли священные дары. На стадионе перед большим алтарем в честь Зевса приносились жертвы. Затем 10 судей, назначенных по жребию, давали клятву в том. что будут справедливо выполнять правила и законы Олимпийских игр. Участники олимпиады также клялись перед статуей Зевса, что десять месяцев перед играми посвятили себя предварительной тренировке. Клятву давали отцы, братья и учителя спортсменов, что они не совершат никаких преступлений ни в период состязаний, ни после них. Строгость эта была установлена, чтобы сохранить дух чистой спортивной борьбы. И надо сказать, что атлетов-клятвоотступников в Элладе наказывали очень строго. Так, одного спортсмена, подкупившего своих трех противников на олимпиаде 388 года до н. э., судьи оштрафовали на огромную сумму. Деньги пошли на сооружение грандиозного памятника у входа на стадион. Надпись на его пьедестале отрезвляла всех, кто мечтал завоевать славу обманом или подкупом: В Олимпии можно завоевать победу не деньгами, а быстротой ног и силой тела». Участники Олимпийских игр за 30 дней до начала торжеств проходили отборочные состязания. Они показывали свое искусство перед судьями. Жили спортсмены в этот месяц но строгому режиму. Пища атлетов в основном состояла из фруктов, грецких орехов, овощей її свежего сыра, мясо давалось только за неделю до соревнований. Второй день игр начинался состязанием юношей в беге на половину стадиона — 96 метров, в борьбе, кулачном бою, прыжках. В третий день состязались взрослые. Олимпийский стадион длиною в 211 метров и шириною в 32 метра был выстроен из белого камня. Он вмещал 50 тысяч зрителей. Дорожка для бега в 192 метра усыпалась песком. Под трибунами стадиона размещались подсобные помещения, места для участников соревнований. Вдоль беговой дорожки проходил открытый желоб с проточной водой для утоления жажды. Стадион окружала священная роща, где, по рассказу Плиния Старшего, было установлено до 3000 статуй в честь победителей игр. Считалось, что стадион, роща и вся Олимпия находятся под покровительством богов. В их пределах человек, кем бы он ни был, мог найти себе убежище,— он считался неприкосновенным. Третий день состязаний начинался бегом на длинную дистанцию: 12 раз вокруг стадиона. Затем проводился бег на короткую дистанцию — 192 метра и среднюю — 384 метра. Выступало по 4 человека в забеге. Врытые камни обозначали место старта и заменяли современные стартовые колодки. После рядовых забегов проводились финальные. Как и во всех видах состязаний, очередность устанавливалась жребием. До нашего времени не дошли результаты эллинских бегунов. Это и понятно: по песочным и солнечным часам доли секунды определить нельзя. Победитель определялся в финальном забеге. И все же о скорости лучших бегунов можно судить по тому, что победитель 46-й олимпиады в открытом поле ловил зайцев руками. О силе древних атлетов можно судить по надписи на каменной гантели весом в 143 килограмма, хранящейся в Олимпийском музее. Надпись гласит: «Вывол поднял ее над головой одной рукой». Не уступал в силе Выволу и многократный победитель в кулачном бою знаменитый Милон. После состязаний силач поднял над головой быка и обежал с ним стадион. Надо полагать, что даже отсутствие современной спортивной техники обеспечило бы таким богатырям пальмовую ветвь первенства на любых соревнованиях нашего времени. После бега следовала борьба. Борцы перед состязаниями смазывались маслом и посыпали тело песком, чтобы оно не было скользким. Победителем считался тот, кто бросит противника трижды на землю. Борьба была очень грубой. Разрешалось зажимать горло, ломать руки и пальцы, делать подножки, ударять ногой в колени. Победители каждой пары по жребию продолжали борьбу между собою. Двое лучших в последнем поединке решали, кому достанется оливковый венок. Борьба продолжалась часами. Она требовала огромной силы и выносливости. Но еще более жестоким видом состязаний был кулачный бой. Бойцы обматывали руки ремнями из воловьей кожи с прикрепленными к ним металлическими шишками. В кулак обычно зажимался кусок камня. Интересно, что в кулачных боях и борьбе не участвовали жители Спарты. Ведь спортсмен, трижды брошенный на землю, должен всенародно признать себя побежденным. А законы Спарты гласили: «Спартанец непобедим». Так что спартанцы предпочитали не искушать судьбу. Во всем остальном спартанцы отличались строгой дисциплиной, соблюдением традиций. Особым уважением пользовались у них пожилые люди. В одном из рассказов об Олимпийских играх, проходивших в конце II века до н. э., говорится, что как-то запоздавший старик искал места на переполненных трибунах. Старика осыпали насмешками, никто даже не думал подвинуться и посадить его. Когда старик, потеряв всякую надежду, подошел туда, где сидели спартанцы, они разом встали и предложили ему сесть. И старик сказал: «Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы!» Самым опасным состязанием считался панкратион — смесь борьбы и кулачного боя. Победитель не только трижды бросал противника на землю, но и заставлял его, лежа на спине, поднять руку в знак поражения. Утром четвертого дня начинались состязания колесниц. Это было интереснейшее зрелище. Колесницы, делая 12 кругов по ипподрому, пробегали приблизительно 9200 метров. Венок и пальмовая ветвь победителя присуждались не наезднику, а владельцу лошадей. В истории Олимпийских игр известен случай, когда возница во время бега упал под колесницу и был раздавлен, но лошадь по кличке Авра продолжила бег и первой окончила заезд. По решению судей оливковый венок достался владельцу лошади, который во время состязаний сидел на трибуне. Авра удостоилась величайшей чести: ей в Олимпии установили памятник. В четвертый же день, после полудня, проходили состязания в пятиборье. Атлеты, состязавшиеся в пятиборье, были наиболее гармонично развиты, отличались красивым телосложением. В олимпийское пятиборье входили бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Предполагают, что копье метали в цель. Долгое время диском служил плоский камень, со временем его сменил медный диск весом около 2 килограммов. В прыжках в длину, или вернее, в тройном прыжке применялись гантели, которые держались в руках как во время бега, так и в самом прыжке. По сведениям, дошедшим до наших дней, прыжок в 14 —15 метров был обыденным результатом. Венок за пятиборье получал победивший в трех номерах программы.
Заканчивались Олимпийские игры состязанием в беге в полном вооружении. Пятый день игр отводился для увеселений, жертво-приношений и празднеств. С торжественностью, присущей древним эллинам, обставлялось вручение призов. Все победители с пальмовыми ветвями в руках подходили к храму Зевса, где перед жертвенником лежали оливковые венки. Ветки для них срезались золотым мечом с деревьев, посаженных, по преданиям, самим Гераклом. Под восторженные крики многотысячной толпы судьи возлагали венки на головы победителей. Увенчанные славой, они возвращались в свои города. Там их принимали с высокими почестями. По дороге победителей встречали 300 именитых граждан на белых лошадях. «Избранник богов» входил не в ворота, а в пролом в городской стене — символ высшей чести, которой может достичь человек на земле. В честь победителей на их родине и в Олимпийской роще устанавливались статуи. Век за веком их озарял священный огонь. 1170 лет непрерывно устраивались Олимпийские игры. Столько же лет горел священный огонь, зажженный. по преданию, Гераклом. 293 олимпиады прошло за это время. Эллада успела достичь высшего расцвета в рабовладельческом мире и бесславно закончить свои дни провинцией Римской империи. Наступил 394 год нашей эры. В древней Греции, где раньше высоко ценили красоту тела и красоту человеческого духа, теперь царило духовенство. Все, что было связано с поклонением языческим богам, подвергалось запрету. Эту участь разделили и Олимпийские игры — они были запрещены римским императором, а Олимпия разграблена. В следующем году священный город постигло новое несчастье: по нему прокатились волны готского нашествия. Прошло еще столетие, и то, что не смогли уничтожить люди, сделала природа. Одно за другим последовавшие землетрясения превратили когда-то цветущую Олимпию в печальное нагромождение камней. Алфей изменил свое течение и затопил места былых состязаний. Веками дожди смывали землю с холма Кронос, мутные воды реки подхватывали и несли ее в долину Алфея. Постепенно под илом и песком исчезли развалины величественного стадиона и храма Зевса. Унылая тишина и запустение безлюдной степи сменили многоголосый шум некогда жизнерадостного города... Олимпия умерла, чтобы воскреснуть только через 14 веков. В 1829 году французская археологическая экспедиция открыла часть фундамента храма Зевса Олимпийского и фрагменты его скульптурных украшений. Дальнейшие раскопки позволили обнаружить много скульптур, частей зданий и интересных надписей. Все это помогло составить карту священной Олимпийской рощи и стадиона. Взору людей предстала поверженная, но прекрасная Олимпия. Эти события вызвали все возрастающий интерес к древнегреческим играм. Спортсмены, выдающиеся деятели разных стран считали, что возрожденные Олимпийские игры могут стать символом мира и дружбы между народами. И вот в стенах парижской Сорбонны собрались 34 спортивные делегации. В их числе были и русские представители. Успешно окончив свою работу, конгресс под председательством известного французского ученого, археолога и спортсмена Пьера де Кубертена 23 июля 1894 года торжественно провозгласил возрождение Олимпийских игр. Избранному Международному Олимпийскому комитету (МОК) конгресс поручил организацию и проведение первых современных Олимпийских игр в столице древней Эллады — Афинах. | |
Категория: Олимпийские Игры | Добавил: avangardsport | |
Просмотров: 5108 | |