Совершим краткий экскурс в историю, который облегчит нам представление о современной технике. Многолетний опыт убеждает меня, что многое забытое старое часто всплывает в качестве нового.
Эволюция поворотов на лыжах достаточно легко прослеживается с начала 30-х годов, с момента появления жестких креплений, ограничивающих отрыв каблука. Такой способ крепления позволил загружать и активизировать переднюю часть лыж и шире использовать маховые и вращательные движения туловища. Так появилась арльбергская техника, в основе которой лежало вращение верхней части туловища и рук, как импульс изменения направления движения. Эта техника во многом была усовершенствована и успешно применена на соревнованиях в конце 30-х годов французами, в частности чемпионами мира Эмилем Алле и Жаном Кугте. Она доминировала вплоть до 50-х годов, когда стала преобладать техника контрвращения. Вместо того чтобы начинать движение с верхней части туловища, лыжник источник вращения сместил к ногам, отводя туловищу роль компенсатора движений. Повысилась оперативность движений. Больше всего в этом преуспели австрийцы: 50-е и первая половина 60-х годов были «эрой австрийской школы».
Контрвращение привело к раскрытию стойки и хорошему контролю за задниками лыж, но несколько ухудшило плавность скольжения, особенно в первой части дуги. На твердый снег тогда подбирались жесткие лыжи.
Сокращение по времени фазы входа в поворот повлекло за собой совершенствование способов облегчения лыж при входе. Уменьшилась амплитуда вращений и контрвращений «верха» и «низа», короче стали движения сгибания-разгибания, улучшилась мягкость скольжения, естественнее стала поза лыжника в повороте, а появившиеся элементы врезания и прогибания лыж по дуге поворота были с грандиозным успехом продемонстрированы французами на чемпионате мира 1966 года.
Настало время лыж, способных равномерно и легко гнуться под нагрузкой, почти без скручивания; за счет высокой гибкости они послушно шли в поворот без видимых усилий со стороны спортсмена. Уменьшалось боковое сгибание тела (ангуляция), удлинялась фаза плоского скольжения — лыжник больше стоял над лыжей выпрямленным, устремляя затем «верх» в поворот, но без перекручивания, типичного для начала 30-х годов.
70-е годы можно назвать годами бурного прогресса горнолыжной техники. Лыжники-асы научились использовать лыжи по всей длине, включая прогнутый «хвост» (распрямляясь в конце поворота, он как бы подстегивает лыжи с ускорением в следующий поворот) . Предвидя это выскальзывание, лыжник заставлял «верх» работать с опережением в направлении нового поворота (движение опережения). Так, в 70-х годах вновь вернулись почти к закрытой стойке. Почти, но не закрытой (маховое вращательное движение «верха» останавливается до начала нового поворота благодаря уколу палкой и блокировке мышц). Стабилизация вращения и контрвращения тела с помощью опоры на палку осуществляется с момента начала облегчения лыж сгибанием, которое приняло образ авальмана.
Конец 70-х и 80-е годы в технике поворотов ознаменовались большей независимостью работы ног. Активные отталкивания типа коньковых все больше преобразуются в плавную пересадку с внешней лыжи на внутреннюю, все чаще используются элементы плоскорезаного скольжения, где менее заметна работа верхнего пояса и всего туловища. Особенно видна независимая работа ног, туловища и рук на трассах слалома, размеченных пластиковыми древками на шарнирах.
Краткая «биография» техники поворотов на параллельных лыжах, изложенная нами, показывает, что техника горнолыжных спусков развивается по спирали в тесной связи с совершенствованием инвентаря и оборудования склонов. Ничто из технических элементов не остается забытым — все сохраняется и в новой интерпретации становится экономнее, эффективнее, а значит, и совершеннее.
|