Умение оторваться от опекуна и выйти на свободное место, сделать своевременную передачу, поставить перед соперником заслон и освободить партнера для нужных действий, умение быстро занять выгодную позицию в ходе атаки или защиты — эти и другие компоненты тактических действий являются содержанием отдельных игр с мячом и без мяча, приводимых ниже.
Они могут явиться определенными ступеньками в системе подготовки юных баскетболистов. К тому же некоторые из игр не требуют специального оснащения, и их можно проводить на поляне, гаревой дорожке, на площадке без щитов.
Нами описано лишь небольшое количество подвижных игр, содействующих тактической (и попутно технической) подготовке баскетболистов. В основном эти игры включают в себя элементы тактических действий, связанных с выполнением сравнительно автоматизированных технических приемов.
С этой же целью полезно проводить и различные линейные и круговые гонки мяча, игры с метанием мяча в неподвижную и подвижную цель, а также другие игры, которые не приведены в данной книге.
1. «Салки с заслоном». Один или двое водящих пытаются осалить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок может спасти от преследования своего товарища, поставив заслон. Для этого он должен пересечь водящему путь к игроку, которого тот преследует. Водящий не имеет права продолжать погоню и должен догонять нового игрока. Осаленный игрок становится водящим.
2. «Третий лишний». Играющие располагаются по кругу парами на расстоянии 1 шага лицом в круг. Два игрока свободных. Один из них убегает, другой его преследует. Спасаясь от водящего, игрок бежит с наружной стороны круга и внезапно ставит боковой заслон одному из игроков, стоящему в паре. Игрок, для которого поставлен заслон, становится убегающим, а поставивший заслон занимает его место в паре. Если водящему игроку удается осалить убегающего партнера, они меняются ролями.
3. «Круговой обстрел» (рис. 32). В круг диаметром 8—10 м входят 10 человек (по 5 человек от каждой команды). Игроки имеют различную по цвету форму. Еще 10 человек, также представляющие разные команды, становятся с внешней стороны круга через одного. Их можно отличить по цвету формы. От круга на равном расстоянии (словно «лучи солнца») проводятся двухметровые линии. Они обозначают зону каждого игрока, стоящего за кругом.
По жребию мяч передается одной из команд. Ее игроки могут перебрасываться им с любым своим игроком как в кругу, так и за его пределами. Улучив момент, стоящие за кругом стараются попасть мячом в соперника, находящегося в кругу. Если последнему удалось поймать мяч с воздуха, или после отскока от тела, или земли, он не выходит из игры, а передает мяч своим партнерам. А если в результате борьбы за отскок мяч попал к любому игроку выбивавшей команды, осаленный игрок выходит из круга и покидает площадку.
Игра заканчивается, когда в середине круга не остается ни одного игрока какой-либо команды. После этого игра повторяется, причем игроки меняются ролями: действовавшие за пределами круга входят в круг, а игроки из круга занимают места за его пределами.
В результате двух партий определяется победитель. Если игроки выиграли по одной партии, то победа остается на стороне команды, выбившей игроков противника за меньшее количество времени. Правилами запрещается игрокам за кругом бежать за мячом в зону соседа.
4. «Быстрый прорыв». 6 баскетболистов (по 3 в каждой команде) играют в одну корзину, не пересекая средней линии площадки. После каждого заброшенного мяча (2 очка) мяч вводят в игру броском из-за лицевой линии.
В один из моментов, когда партнер одной из команд готовится овладеть мячом (или уже овладел им), руководитель дает продолжительный свисток (4—5 сек.). Это сигнал для нападения на противоположный щит. Игроки, владеющие мячом, должны сделать попытку оторваться от защитников и в кратчайший срок преодолеть расстояние до щита (используя быстрый бег и длинные передачи), чтобы создать по возможности численный перевес в зоне нападения и забросить мяч в корзину. Если быстрый прорыв удался, защитники вводят мяч из-за лицевой линии и игра в одну корзину продолжается (на половине, куда переместились играющие).
Команде, успешно осуществившей быстрый прорыв, начисляются 2 очка. Если же быстрый прорыв не удался (мяч, отскочив от щита, попал к команде противника или был перехвачен ею в ходе борьбы), то игра продолжается в ближнее кольцо. Игроки должны быть очень внимательны, так как в любой момент может последовать новый сигнал для перемещения нападающих (и защитников) к противоположному щиту.
5. «Нападение и защита» (рис. 33). Прямоугольную площадку двумя поперечными линиями делят на три равные зоны. В 1 м от лицевых границ проводят еще по одной линии. Перед началом игры команды (6—8 человек) располагаются в своей зоне и посылают двух игроков в тыл противнику (за дальнюю линию его зоны).
Мяч вбрасывается в игру в центре площадки между двумя разыгрывающими, которые отбивают его своим игрокам. Команда, к которой попал мяч, быстро занимает среднюю (до этого нейтральную) зону, а соперник остается в своей зоне, блокируя бегающих за их спиной игроков. Одному из них в течение 15 сек. должен быть передан мяч из средней зоны. Если это удалось, игра возобновляется с центра, а 1 очко записывается на баланс команды, сумевшей сделать передачу. Если же мяч перехвачен, то наступавшая команда быстро отходит назад в свою зону, а в среднюю зону устремляются игроки, перехватившие мяч. Они могут передавать мяч друг другу (в средней зоне) с конечной задачей бросить его своим партнерам, также стоящим за спинами игроков противника. Игра продолжается 8—10 мин., после чего команды меняются сторонами площадки, а игроки ролями.
Правила игры не разрешают команде, потерявшей мяч, находиться в средней зоне и блокировать там игроков. Мяч «ловцам» может быть брошен по воздуху или ударом о землю. Мяч, вышедший за границы площадки по вине одной из команд, передается противнику в его зону.
Успех команде, перехватившей мяч, обеспечивают быстрый прорыв в среднюю зону и умелое взаимодействие между разыгрывающими игроками и ловцами, свободно передвигающимися в своем 1-метровом коридоре.
6. «Мяч ловцу». Игра напоминает баскетбол. Участники также распределяются по двум командам, стараются, овладев мячом, бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок («ловец»), стоящий в круге (или треугольнике) на противоположной стороне (в углу) площадки. Ловец может подпрыгивать, но не имеет права выходить в нейтральную зону, которая опоясывает его круг (ширина 70—100 см). В эту зону не разрешается заходить и перехватчикам, которые пытаются помешать меткому броску. За технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния в 6 шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.
Правилами устанавливается, что игрок может бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей командой броском из-за лицевой линии.
7. «Борьба за мяч». Игра напоминает баскетбол, но без бросков по корзине. Мяч вводится в игру с центра, после чего команда, овладевшая мячом, старается, умело маневрируя и не отдавая мяч противнику, сделать между своими игроками 10 передач подряд.
После этого игра останавливается (команде начисляется 1 очко) и мяч снова вводится в игру броском в центре. Продолжается игра 10—15 мин. Выигрывает команда, игроки которой набрали за это время большее количество очков.
В игре нужно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется и ведется новый счет передач у команды, овладевшей мячом. Если мяч выбит за боковую линию соперником или последний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с продолжением счета передач. Команда, ведущая счет передач, нарушив правила (двойное ведение, пробежка, мяч выкатился за пределы площадки), теряет мяч, а набранное число передач аннулируется.
8. «Охраняй капитана». Играющие делятся на две команды, в каждой из которых по 1 капитану и по 3— 4 защитника и нападающих. Капитаны и защитники остаются на своей половине площадки, а нападающие уходят на половину поля противника.
После розыгрыша мяча с центра команда, овладевшая мячом, старается за счет ведения передач мяча приблизиться к капитану противника и осалить его мячом. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и, в свою очередь, отправить его на половину поля противника своим нападающим.
За попадание мячом в капитана (перемещающегося только на своей половине) команда получает 1 очко.
Правила не разрешают защитникам переходить среднюю линию (в помощь своим нападающим), а нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушения правил игры команды наказываются потерей мяча.
9. «Только своему!» Две команды играют в баскетбол или в игру «Мяч ловцу». Однако игроки команды, ведя наступление, передают мяч не любому партнеру, а лишь определенному игроку, имеющему номер, соседний с номером игрока, владеющего мячом. Например, третий номер играет только со вторым и четвертым, а первый — только со вторым или последним по счету игроком своей команды. Игроков в каждой команде может быть 6—8 человек.
Если мяч перехвачен, игра продолжается, но игрок, перехвативший мяч, тоже может взаимодействовать только с игроками под определенными номерами. При ошибке мяч передается противоположной команде. В ходе игры участники стремятся освободиться от персональной опеки и выйти к игроку, от которого должна последовать передача.
10. «Двумя мячами с нейтральными». Игра проходит на баскетбольной площадке. В каждой команде от 5 до 8 человек и свой мяч. Кроме того, выделяется еще один игрок — нейтральный. Игроки каждой команды вводят мяч из-за лицевой линии с задачей атаковать корзину противника. Одновременно игроки обеих команд пытаются перехватить мяч противника. Нейтральный не участвует в игре до тех пор, пока у одной из команд не окажется два мяча. Тогда он начинает действовать в их составе, помогая разыгрывать и бросать мяч по корзине.
Игра проходит по баскетбольным правилам (с некоторыми упрощениями). За меткий бросок дается 2 очка.
При нарушении правил мяч передают противнику для введения в игру из-за боковой линии.
Если один мяч заброшен в корзину, а второй еще разыгрывается, то игра продолжается до меткого броска. Только после этого снова вводят в игру два мяча.
11. «Нападают пятерки». Играют три команды. Вторая и третья пятерки строят зонные защиты, каждая под своим щитом. Мяч находится у игроков первой пятерки, расположенной в произвольном порядке лицом ко второй пятерке. По сигналу руководителя игроки первой пятерки нападают на щит второй пятерки, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам второй пятерки удается перехватить мяч, они, не останавливаясь, нападают на щит третьей пятерки. Первая пятерка после потери мяча строит зонную защиту на месте второй пятерки. Третья пятерка после овладения мячом начинает нападение на первую пятерку и т. д. После заброшенного мяча пятерка получает 1 очко и строит зонную защиту, а проигравшие идут в нападение.
Игра проводится на время. Победителем объявляется команда, набравшая большее количество очков.
|