Метание копья — один из технически сложных видов легкой атлетики. Над освоением и совершенствованием техники этого вида надо систематически и упорно работать.
Метание копья выполняется с прямолинейного разбега. Правильно использованный разбег значительно увеличивает дальность броска.
Если спортсмен в совершенстве владеет техникой метания копья, то его результат с разбега должен быть больше на 15—20 м его же результата с места.
Наиболее удобно держать копье большим и средним пальцами. Древко копья кладется во впадину ладони у основания большого пальца. Движение среднего пальца сообщает копью вращение в момент броска, что создает устойчивость при полете.
В спортивной практике существует ряд способов держания (хвата) копья (рис. 1). Каждый спортсмен во время тренировочных занятий находит для себя более удобный хват.
При разбеге копье держится в направлении броска. Копье нужно держать так, чтобы кисть свободно согнутой руки находилась около правого уха метателя. Передний конец копья обращен вперед-вниз и находится примерно на уровне подбородка или ниже.
Обычно длина разбега колеблется от 20 до 30 м. Разбег должен производиться с постепенным ускорением и без задержки переходить в бросок. Метание копья производится от дуги сектора.
В спортивной практике существует несколько вариантов несения копья. Наилучшим является способ несения копья над плечом, так как он позволяет выполнять движения с наибольшим размахом (амплитудой) и этим самым способствует тому, что выпуск копья производится с наибольшей скоростью. Заключительная часть разбега обычно выполняется в 5 шагов, во время которых происходит отведение копья назад и метатель на 4-м шаге приходит в исходное положение перед броском. Резким рывком он посылает копье вперед- ввepx примерно под углом 32—35° к горизонту. 5-й шаг — смена ног после вылета копья.
Разберем технику метания копья на кинограмме бывшего рекордсмена СССР В. Цыбуленко (рис. 2).
Как только стопа левой ноги попала на контрольную отметку (рис. 2, кадр 1), начинается отведение копья назад. Во время отведения копья назад метатель следит за тем, чтобы наконечник копья находился на уровне глаз. Отвод должен быть закончен через два шага после контрольной метки. Затем следует так называемый скрестный шаг (кадр 9). Такое название этот шаг получил ввиду того, что в этот момент происходит как бы перекрещивание правой ноги с левой. На скрестном шаге ноги обгоняют туловище и руку с копьем. Туловище отклоняется в сторону, противоположную направлению броска. Вправо поворачивается ось плеч, но ось таза не должна повернуться вправо.
Из положения скрестного шага метатель делает большой шаг левой ногой вперед (кадры 10—12) и занимает положение, из которого совершается бросок копья. Рука с копьем оттянута прямая далеко назад, наконечник не должен быть поднят в этом положении выше головы.
Как только стопа левой ноги коснулась земли, метатель начинает финальное усилие, для чего он одновременно с поворотом туловища выводит вперед таз (кадры 13—15) и из положения «натянутого лука» ( кадр 14) выполняет рывок.
В этот ответственный и наиболее трудно контролируемый момент метания часто совершаются ошибки, вызывающие уменьшение дальности полета копья.
Метатель должен производить бросок копья с переносом своего тела на почти прямую левую ногу и без отклонения туловища влево так как это снижает дальность метания. Все движения, с помощью которых копье выбрасывается в воздух, производятся с большой скоростью и силой. В бросок вовлекается все тело метателя, начиная от стоп ног и кончая кистью руки.
На рис. 3 приводится кинограмма техники метания копья рекордсменки мира Н. Смирницкой.
|