Рывок — наиболее сложное по координации упражнение классического троеборья. Атлет должен одним слитным движением поднять штангу с помоста вверх на прямые руки. Исходное положение атлета на старте почти то же самое, что и при выполнении толчка. Однако есть некоторые особенности. Ступни ставятся немного уже, голени в исходном положении находятся от грифа чуть дальше, а ширина хвата увеличивается с каждой стороны примерно на две ладони. При этом, естественно, атлет принимает более низкое стартовое положение.
Перед отрывом снаряда от помоста нужно создать натяжение рук. Движение штанги вверх начинается, как и при толчке, с разгибания ног и туловища. Руки — только прочно связующее звено атлета со штангой, они вступают в активную работу лишь после подрыва (кинограмма № 3, кадры 1—9), который завершается выходом спортсмена на носки.
Рывковый подрыв штанги вверх существенно отличается от подрыва при взятии снаряда на грудь. Из-за широкого хвата затруднена работа сгибателей рук. Зато в полную силу с большим размахом действуют ноги и спина.
Как только подрыв заканчивается, атлет сразу же стремительно уходит в подсед, расслабляя при этом мышцы ног.
Штанга по инерции еще идет вверх. Подсед под штангу можно делать способом «ножницы» (кинограмма № 1, кадры 10—13) или «глубокой разножки» (кинограмма № 2, кадры 9—12). Вырвав снаряд на прямые руки, атлет уравновешивает его и встает из подседа (кинограмма № 3, кадры 14—20).
Так как изучение рывка происходит после освоения толчка, то многие существенные элементы подъема штанги вверх в какой-то степени должны быть уже знакомы. Изучение рывка облегчено и тем, что до этого в каждой тренировке атлет проделывал специальные вспомогательные движения, способствующие развитию «рывковой» силы и освоению некоторых элементов этого классического упражнения. Последовательность изучения рывка в принципе такая же, как и толчка. Сначала разучивается стартовое положение, затем тяга — подрыв с выходом на носки и, наконец, уход под штангу — подсед.
Знакомство с рывком начинается с выполнения такого специального вспомогательного упражнения, как тяга рывковым хватом. Затем атлеты разучивают рывок штанги на высокую стойку без подседа, после чего проделывают это упражнение с полуподседом.
Эти упражнения даются новичкам довольно легко, так как они более естественны (особенно первое, в котором движение выполняется в основном за счет силы мышц-разгибателей спины и ног). Первое время занимающиеся вырывают штангу на кривые руки, так как путь снаряда вверх проходит по дуге. Здесь, как и при подъеме штанги на грудь, путь снаряда вверх должен проходить по возможности ближе к телу. Для этого надо следить за локтями, чтобы они во время тяги находились над грифом.
Упражнение завершается полуподседом с прогибом поясницы и резким включением рук. Подбородок слегка приподнят, голова и руки — единое целое.
Для разучивания рывка в высокую стойку первое время необходимо упражняться с металлической палкой или с пустым грифом штанги. Форсировать изучение этого упражнения нельзя, так как этим можно усложнить освоение технического рывка. Особенно это относится к тем спортсменам, которые выберут способ ухода под штангу — «глубокую разножку». Этот стиль дает некоторый выигрыш в силе, а значит позволяет атлету при одинаковом развитии добиться более высокого результата, чем спортсмену, выполняющему рывок способом «ножницы». Однако этот способ подседа пригоден только для того, у кого хорошая гибкость и высокое чувство координации. Правда, эти компоненты в какой-то степени в процессе обучения приобретаются, и все же пренебрегать индивидуальными особенностями при выборе стиля нельзя.
Впрочем, и способом «ножницы» можно достигнуть хороших результатов. Например, советский легковес Сергей Лопатин, выполняя рывок этим способом, устанавливает даже рекорды мира. Немало рекордных достижений и на счету Рудольфа Плюкфельдера, который также использует подсед «ножницы».
При изучении рывка способом «ножницы» необходимо учитывать, что вперед идущая нога должна сгибаться в коленном суставе почти до предела. Подсед совершается исключительно быстро. Кто старательно проделывал это упражнение с палкой, тот, как правило, схватывает технику такого рывка с начальных тренировок (конечно, в общей форме).
Атлет, выбравший стиль «глубокую разножку», переходит к техническому рывку легче. Он привыкает к этому упражнению, когда выполняет рывок на высокую стойку с полуподседом. Постепенно увеличивая глубину подседа, спортсмен стремится выработать чувство равновесия, чтобы штанга не падала ни вперед, ни назад. Положительно сказывается на освоении «глубокой разножки» приседание с весом на прямых руках. При этом опять-таки надо вырабатывать устойчивость.
При уходе в «глубокую разножку» ступни симметрично ставятся в стороны на 10—15 сантиметров шире плеч. Поясница прогибается, лопатки замыкаются. Руки подняты вверх, штанга находится за головой. Центр тяжести проходит по линии: гриф, лопатки, середина ступни.
Дыхание при выполнении рывка несложно. На старте атлет делает выдох и небольшой вдох. Все упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. В момент фиксации веса над головой дышать можно произвольно. Опускание штанги связано с задержкой дыхания на вдохе.
|