Мобильность, которую часто называют синонимом гибкости или ловкости, играет важную роль в гандболе, особенно для точного выполнения и контроля последовательностей движений . Помимо активного объема движений в суставе (артикуляции) решающее значение имеет пассивная эластичность (гибкость) участвующих в движении структур — мышц, сухожилий, связок и кожи. Только если игрок способен активно использовать анатомически возможный диапазон движений без большого сопротивления со стороны мышц, сухожилий или связок, он может выполнять движения эффективно и экономично. Эта так называемая активная мобильность является важной предпосылкой качества передвижения.и, следовательно, также качество специфичных для спорта техник. Это особенно относится к вратарю, поскольку многие специальные защитные техники были бы невозможны без достаточной мобильности.
Если у вратаря нет значительной подвижности в тазобедренном суставе, использование «барьера» для защиты от плоских мячей даже невозможно. Для вратаря-гандболиста мобильность даже считается фактором, ограничивающим результативность.
Помимо повышающего производительность эффекта активной мобильности, пассивная мобильность чрезвычайно важна для предотвращения травм. Высокая растяжимость и эластичность мышц, сухожилий и связок обеспечивают эффективную защиту от травм активного и пассивного опорно-двигательного аппарата.
Следующие уровни мобильности важны как для работоспособности, так и для здоровья:
- активная гибкость для оптимизации качества движений,
- высокая пассивная гибкость и эластичность мышц, сухожилий и связок для предотвращения травм.
Тесты на гибкость могут выявить ограничения в способности растягивать и «укорачивать» мышцы. Однако к термину «укорочение мышцы» следует относиться критически, поскольку мышца не уменьшилась в длину, а лишь потеряла свою гибкость в функциональном смысле. Причина, среди прочего, в повышенном напряжении мышцы в состоянии покоя. Это может произойти, если агонист (игрок) атрофируется, т. е. ослабнет, или если антагонист (противник) гипертрофируется, т. е. станет намного сильнее. В обоих случаях на стороне антагониста больше мышечной массы и, следовательно, больше эластичных волокон (так называемых тайтиновых нитей), что увеличивает мышечное напряжение и, таким образом, приводит к мышечному дисбалансу между агонистом и антагонистом.
|