Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движения. Под этим понимают высокую их координацию, быстроту, ритм и темп, умение своевременно (и в нужной мере) напрягать и расслаблять мышцы, выполнять действия в зависимости от конкретной (изменяющейся) обстановки.
Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех видах спорта, где движения носят ациклический характер, а условия их выполнения не являются стандартными и все время изменяются.
Сущность самой игры как вида деятельности во многом основывается на этих признаках. Поэтому большинство подвижных игр так или иначе связано с проявлением ловкости. Однако имеются игры, где приведенные выше компоненты либо находятся в органическом единстве, либо совершенствуются в отдельных сочетаниях. Это относится к играм, направленным на совершенствование «чувства мышечных усилий», «чувства пространства», «чувства расчета времени» и пр.
В процессе таких игр совершенствуются функции и различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно, и ловкое) выполнение движений.
В детском и юношеском возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития ловкости, к тому же игровой материал воспринимается с особым желанием и интересом.
Помимо игр, приведенных ниже, к играм, развивающим ловкость, можно отнести и многие из тех, что рекомендованы для занятий с гимнастами.
1. «Ловля парами». Выбирается пара «ловцов», которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен берутся два игрока, они составляют новую пару. Затем две действующие пары ловят еще по одному игроку, которые составляют третью пару и т. д. Заканчивается игра, когда на площадке остаются 1— 2 участника, которые становятся новыми ловцами.
Правилами разрешается «выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам запрещается хватать играющих руками и силой втягивать в образуемый ими кружок. Успех ловли обеспечивается согласованностью, ловкостью действий и ориентировкой игроков на площадке.
2. «Вертуны». В игре участвуют две-три группы игроков с одинаковым числом участников (4 — 6). Они стоят в колоннах, причем головные игроки располагаются ближе к центру площадки. По сигналу преподавателя головные игроки любым способом поворачиваются на 360 градусов. Затем поворачиваются вокруг своей оси вместе первый и второй номера. Во время поворота второй номер держит руками за пояс партнера. Далее поворот выполняют одновременно три игрока и т. д.
Выигрывает команда, которая первой закончит повороты в четверках, пятерках или шестерках. При повторении игры повороты выполняют в другую сторону.
3. Ловкие руки. Игроки должны во время личного или командного соревнования:
а) не слезая со стула собрать 10 различных предметов, положенных в радиусе 1 м. от стула;
б) пронести, держа в руке, 3 спичечные коробки, поставленные ребром одна на другую;
в) пролезть с ракеткой в руках, на которой лежит теннисный мяч, в обруч;
г) действуя гимнастической палкой, словно клюшкой (но не ударяя), провести деревянную булаву или городок в «ворота» (между ножек стульев) и вернуться обратно;
д) поднять с пола и пронести от одной линии до другой, не уронив, 6 — 8 набивных (волейбольных, гандбольных) мячей.
4. Передача мяча на ходу. Игроки двух команд распределяются по парам и встают в 3 — 4 шагах друг от друга. У каждой впереди стоящей пары по баскетбольному или волейбольному мячу (всего в игре 4 мяча). По сигналу игроки с мячами начинают бег При этом один игрок перебрасывает мяч другому и затем ловит мяч от него. Мячи все время находятся в воздухе, а игроки продвигаются до определенной линии (в 10 — 15 м) и возвращаются обратно. Каждый участник передает мяч одному из игроков следующей пары и встает в конец команды. Игра заканчивается, когда все игроки выполнят задание.
Запрещается бегать с мячом в руках. Бросив мяч партнеру, надо тут же на ходу поймать мяч от него. Если мяч упал на землю, оба партнера останавливаются и возобновляют продвижение лишь после того, как мяч будет поднят и введен в игру.
5. «Двумя руками». Соревнуются две-три команды, которые выстраиваются в колонны перед стартовой линией. В руках у каждого впереди стоящего игрока волейбольный или баскетбольный мяч. По сигналу он ведет его ударами о землю поочередно правой и левой рукой Обведя стойку, игрок возвращается обратно и передает мяч следующему игроку.
Вести можно одновременно и два мяча (правой и левой рукой). В этих игровых эстафетах ошибкой считается потеря мяча. При потере игрок поднимает мяч, возвращается с ним в ту точку, где мяч был потерян, и продолжает ведение. Можно включить в игру также обводку по пути стоек или булав.
6. «Защита укрепления». Игроки, стоящие по кругу, быстро перебрасывают друг другу волейбольный мяч и, улучив момент, метают его в треногу из палок, размещенную в центре круга. Защитник этого «укрепления», стараясь уберечь его от прицельного «выстрела», отбивает мяч руками, ногами, головой. Если тренога свалена (но не сдвинута), защитник уступает место меткому стрелку. В конце игры отмечается самый ловкий защитник. Если защитник сам случайно задел и свалил треногу, его сменяет игрок, у которого в это время в руках находится мяч.
Вместо треноги можно поставить несколько булав, кеглей или городков. Защитник сменяется, когда все они повалены на землю. Защитнику предоставляется право в ходе игры снова ставить булавы на место, однако, пока он это делает, могут быть сбиты ударом мяча остальные булавы.
7. «Бег пингвинов». Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10 — 12 шагах флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды.
Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Участники, закончившие пробежку, встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
Не меньшей ловкости требует эстафета с продвижением игроков прыжками в упоре присев, обхватив голеностопы руками с внутренней стороны.
8. «По одному и вместе». Построение играющих такое же, как и в предшествующей игре. Расстояние между игроками — 1 шаг. По сигналу последние игроки в колоннах начинают движение вперед, огибая «змейкой» поочередно всех впереди стоящих. Затем они продолжают бег до прочерченного на полу круга (в 10 — 12 м), где лежит волейбольный мяч и связанная концами скакалка. Игрок берет мяч, бросает его о стену, поворачивается кругом и ловит его после отскока от стены и пола. Мяч кладется на прежнее место, а играющий пролезает сквозь скакалку, продевая ее через туловище сверху вниз. После этого он бежит к своей команде, касается рукой плеча игрока, стоящего сзади, а сам встает впереди колонны (на расстоянии 1 шага). Последний игрок колонны снова бежит по змейке вперед и повторяет то же задание. В ходе игры (когда упражняющийся игрок находится возле скакалки с мячом) все участники делают шаг назад.
В заключение эстафеты все игроки берут друг друга за левую ногу (голеностопный сустав) двумя руками В таком положении колонна прыжками продвигается вперед, огибает лежащие предметы и возвращается на исходное положение (за стартовую линию) Победа присуждается команде, которая быстрее и с наименьшими ошибками выполнит условия игры.
|